История марки JAWA
Мотоциклы Jawa: краткая история и гид по моделям
Странная закономерность. Стоит где-нибудь остановиться и слезть c мотоцикла — на заправке, у магазина или ещё где-нибудь — как рядом тут же обязательно нарисуется персонаж, который поинтересуется, «сколько жрёт и сколько прёт», а потом непременно пустится в воспоминания, как он сам когда-то в детстве ездил на мотоцикле «Ява». И есть только один способ остановить назойливого рассказчика — спросить, какая именно «Ява» у него была. Потому что этот вопрос ставит в тупик практически всех. Поэтому давайте вспомним, какие «Явы» у нас были и какие, возможно, ещё будут.
Где-то между Москвой и Санкт-Петербургом, на привокзальной площади ничем не примечательной станции Окуловка, стоит довольно странный памятник. Скульптор изобразил Виктора Цоя, сидящего верхом на мотоцикле. Странностей действительно хватает. Во-первых, причём тут Цой, который если и бывал в этих краях, то только проездом. Возможно, выходил покурить из поезда Москва — Питер и вернулся обратно в вагон. Во-вторых, причём тут мотоцикл? Судя по свидетельствам современников, Виктор на мотоцикле не ездил — мечтал научиться, но так и не успел…
Впрочем, так ли важно, что автор памятника — московский скульптор Алексей Благовестнов — отступил от исторической правды? Не столь важно и то, что художник весьма приблизительно представлял себе устройство мотоцикла. Если присмотреться внимательно, то заметно, что отдельные части мотоцикла он изображал с натуры — прямо-таки с макетной точностью, а другие лепил по памяти — в общих чертах, как запомнил. Однако марка и модель мотоцикла определяются однозначно — это, конечно же, «Ява»! Если быть точным, то Jawa 250 образца 1962 года (модель 559). Та самая Jawa-«старушка», которая когда-то стала одним из самых массовых и самых желанных мотоциклов в СССР. Утверждают, что к началу 70-х годов чуть ли не каждый третий мотоциклист в нашей стране ездил на «Яве».
Мог ли такой мотоцикл быть у Виктора Цоя? Честно говоря, вряд ли. Скорее всего, научившись ездить (говорят, это было нужно для съёмок в очередном фильме), он бы приобрёл себе более новую модель. Но скульптор был не так уж и не прав, объединив в одной композиции два символа эпохи. К тому же в детстве Виктор наверняка мечтал именно о такой «Яве». А кто, собственно говоря, в те годы о ней не мечтал?
Немного личного
Окна нашего дома на пересечении улиц Авиамоторная и Энергетическая выходили аккурат на задний двор магазина «Спорттовары». И в какие-то особенные дни у магазина начинал скапливаться народ. Люди приходили ещё затемно и терпеливо ждали открытия. Местные знали: завезли «Явы»! Мы с друзьями с завистью смотрели с балкона на потенциальных счастливчиков и ждали момента, когда же наконец хмурые спорттоваровские грузчики выкатят на задний двор ящик с первым мотоциклом. Их тогда продавали в полуразобранном виде, со снятым передним колесом и упакованными в деревянные обрешётки.
Рядом всегда крутились личности, предлагающие «за недорого» поставить мотоцикл на колёса и завести. Но опытные покупатели приходили в магазин со своим инструментом: фомка, ломик или топорик — чтобы разобрать обрешётку, набор самых необходимых ключей — чтобы подсобрать мотоцикл, насос — чтобы подкачать шины, бутылочка с бензином — чтобы плеснуть в сухой бак… Впрочем, инструмент можно было и не приносить — на помощь новоявленному обладателю двухколёсного чуда с готовностью бросались мальчишки из окрестных домов.
Вот и я, прихватив из дедовского ящика какие-нибудь клещи или плоскогубцы, тоже бежал вниз по лестнице, чтобы занять своё место в толпе зрителей, которые только и ждали момента, когда их попросят о помощи. Помогать бросались наперегонки. И вовсе не «за недорого», а просто за возможность постоять рядом с новеньким мотоциклом, потрогать его, почувствовать, как он пахнет, и ощутить свою мимолётную причастность к чужому счастью.
В те годы в самом названии «Ява» было что-то романтическое — не наше, заграничное. В голове всплывали образы островов Ява, Суматра, Бали, Борнео — мы хорошо учились на уроках географии! Но, на самом деле, никакого отношения к островам в Индийском океане название мотоцикла не имело. Когда-то оно было образовано путем слияния фамилии Франтишека Янечека и названия немецких мотоциклов «Вандерер» (Janeček и Wanderer), которые он взялся выпускать по лицензии.
История
Всё началось в 1929 году, и случилось именно так, как и было принято в те годы. Где-то в промежутке между выпуском велосипедов, швейных машинок и пулемётов наш Франтишек задумался о производстве моторизованных транспортных средств и со временем всерьёз «заболел» мотоциклами. Получалось у него неплохо. Мотоциклы Jawa быстро снискали популярность у европейской публики и даже успели отметиться на многочисленных спортивных подиумах. Но тут в Европу пришла большая война.
Сам Янечек не пережил оккупации нацистами его родной Чехии, а завод Jawa был национализирован и перепрофилирован на ремонт и обслуживание военной техники. И тут начинается самая романтическая часть истории знаменитой марки. Оказывается, вечерами и ночами после основной работы сотрудники предприятия продолжали разработку новой перспективной модели! Втайне ото всех, по-партизански.
К концу Второй мировой мотоцикл был готов и наделал немало шума на первом послевоенном Парижском автосалоне, где его представили публике. Это была модель Jawa 250 c одноцилиндровым 9-сильным 249-кубовым мотором. Первое, что привлекало внимание, это очень эффектный и необычный для того времени дизайн, ставший визитной карточкой компании на долгие годы вперёд.
Следующую модель, вышедшую на рынок двумя годами позже, построили на той же ходовой части, но оснастили уже двухцилиндровым 12-сильным мотором объёмом 350 «кубиков». Покупатели очень высоко оценили работу подвески и мягкость хода обоих мотоциклов, за что дали моделям этого поколения неформальное прозвище Perak (пружинящий). Чуть позже это имя стало официальным.
Perak — в свободном переводе с чешского это детская игрушка: пружинка или высоко прыгающий резиновый мячик. А ещё это супергерой — персонаж городских легенд периода оккупации Чехии фашистами и таинственный народный мститель. В те времена местные жители рассказывали легенды про человека с прикреплёнными к ногам пружинами. Благодаря им он выпрыгивал буквально из ниоткуда, расправлялся с оккупантами и вновь скрывался во мраке. Говорили, он был способен перескочить через грузовой автомобиль и даже небольшой дом…
Легенды легендами, но прозвище оказалось метким и даже патриотичным. Оно подчёркивало уникальные ходовые качества мотоцикла и перекликалось с историей его создания. Именно поэтому вскоре оно стало официальным названием модели.
А дальше начинается кошмар для всех «знатоков» и любителей этой марки. Более 30 лет в производственной программе чешского предприятия были всего две модели — младшая Jawa 250 и старшая Jawa 350, но их заводские индексы менялись с невероятной скоростью. Поэтому мы остановимся только на самых важных и самых знаковых вехах в истории.
Первая серьёзная модернизация модельного ряда произошла в 1953 году. Обе модели вместо задней свечной подвески получили маятниковую, а вместе с ней и первые индексы. Младшая Jawa 250 стала называться моделью 353, а старшая, соответственно, моделью 354. Эти мотоциклы и стали непосредственными предшественниками и прообразами той «Явы», которую все мы знаем с детства.
Любимица Советского Союза
Официально поставки мотоциклов Jawa в СССР начались в 1962 году. Это были модели 559 (Jawa 250) и 354/06 (Jawa 350). Индекс 354/06 вскоре сменили на 360. От своих предшественников эти мотоциклы отличались, прежде всего, характерным кожухом фары головного света, прикрывавшим ещё и большую часть руля. Именно такой мотоцикл стал частью памятника Виктору Цою в Окуловке. И именно он по праву считается самой красивой «Явой» в истории компании. Её у нас любили, и когда в продаже появилась новая модель с индексом 634, то старую окрестили не «старухой», а ласково, «старушкой».
«Ява-старушка», помимо узнаваемого дизайна, имела ещё одно преимущество перед всей без исключения продукцией отечественного мотопрома. Импортные мотоциклы не ломались! То есть ломались, конечно, — всё когда-нибудь ломается — но это происходило настолько редко, что народная молва предпочитала вообще не замечать такие случаи.
Имя «старушка» приклеилось к моделям 559 и 360 после того, как в СССР начались поставки новой Jawa 350 с индексом 634. Это случилось в 1973 году. С этого момента 250-кубовые модели из линейки чешской компании пропали. И если вы уже запутались в индексах (что нормально), не переживайте — мы специально свели их все в единую табличку, чтобы вы могли использовать её как шпаргалку.
Год | Модель | Индекс | Главные особенности |
---|---|---|---|
1946 | Jawa 250 | Первая послевоенная модель | |
1948 | Jawa 350 | Двухцилиндровая версия Jawa Perak | |
1953 | Jawa 250 | 353 | На моделях этого поколения задняя свечная подвеска сменилась маятником |
Jawa 350 | 354 | ||
1962 | Jawa 250 | 559 | Эти модели начали поставлять в СССР, их отличительная особенность — кожух фары, закрывающий почти весь руль |
Jawa 350 | 354/06 – 360 | ||
1970 | Jawa 250 | 623 | Jawa Bizon — эксперимент со стилем: чехи решили отказаться от традиционного дизайна, но рынок модели не принял |
Jawa 350 | 623 | ||
1973 | Jawa 350 | 634 | Переходная модель и последняя Jawa фирменного вишнёвого цвета. Модели 250 в этом поколении уже не было |
1984 | Jawa 350 | 638.5 – 638.0 | Совершенно новая Jawa c алюминиевым двигателем и 12-вольтовой сетью |
2003 | Jawa 650 | Classic | Модель тяжёлого мотоцикла с 650-кубовым двигателем от компании Rotax |
Как раз на счастливых покупателей «Явы» 350 (модель 634) я когда-то с замиранием смотрел из окна и, подойдя поближе, любовался отражениями в её тёмно-вишнёвых боках и солнечными зайчиками, разбегавшимися от хромированных накладок бензобака. И именно эта модель стала последней «Явой», которую окрашивали в характерный вишнёвый цвет. Как ни странно, но во всём мире «Явы» были практически всех цветов радуги, а в Советский Союз они поставлялись только такие.
Jawa 634 оснащалась 344-кубовым мотором мощностью 19 л.с. Сегодня это звучит смешно, а по тем временам мощности хватало с запасом! Для сравнения, ковровские «Восходы» тех лет (которые, кстати, всегда без всякой очереди стояли в тех же «Спорттоварах») выдавали всего 10 л.с., одноцилиндровый ИЖ «Планета 2» — 18 л.с., и только двухцилиндровый ИЖ «Юпитер 3» — 25 л.с. Но «Ява» всё равно была быстрее! Обогнать её на дороге мог только ИЖ «Планета Спорт» с запредельными по тем временам 32 л.с.
Последней технической новинкой «Ява» порадовала жителей бывшего СССР в 1984 году. Это была модель 638, а предыдущую 634-ю модель стоит считать переходной от «старушек» к совсем новому поколению чешских мотоциклов. Тогда они получили более угловатый бензобак с массивной прямоугольной накладкой JAWA по бокам, совершенно новый 23-сильный двигатель, цилиндры которого были сделаны из алюминия с запрессованными чугунными гильзами, и — самое главное — впервые в истории марки они оснащались 12-вольтовой бортовой сетью! И если предыдущие модели казались нам стильными заграничными штучками, то 638-я выглядела как космолёт, занесённый в наши края бог знает какими межгалактическими течениями.
Тем не менее, на «межгалактической» Jawa 350 наша взаимная любовь с чешской компанией «Ява» закончилась. В 1991 году Союза не стало и предприятие лишилось своего главного покупателя, забиравшего в лучшие годы более 90% всех производимых мотоциклов. Друг на друга наложились сразу множество негативных факторов: в 1993-м не стало и самой Чехословакии. Завод долгое время бился в агонии, что, впрочем, не помешало ему в 2003 году предпринять попытку запрыгнуть на подножку уходящего поезда мирового мотопрома. Чехи сделали тяжёлый мотоцикл Jawa 650 Classic c 650-кубовым мотором от австрийской фирмы Rotax. Решив пойти ва-банк, ему даже придали некоторые характерные черты тех самых культовых мотоциклов из 60-х. Но и это не помогло необычной модели снискать популярность. В принципе, на этом можно было бы и поставить точку в истории легендарной компании, но… на сцене появились индийские гости.
Ария индийского гостя
На самом деле дружба «Явы» с Индией началась давно. Ещё в 1961 году компания Ideal Jawa India LTD запустила лицензионное производство 250-кубовой «Явы» на местном рынке. В 1971-м лицензия на право использования марки Jawa у индусов кончилась и они решили не продлевать её, а просто переназвать выпускаемые мотоциклы. Легенда гласит, что чешский специалист, контролировавший индийское производство, лично провожал чуть ли не каждый съезжавший с конвейера мотоцикл и давал ему напутствие: «Ездий!» Индусам очень понравилось слово на незнакомом языке — именно так они и назвали новую марку мотоциклов — Yezdi. Без каких-либо существенных изменений старые «Явы» выпускались вплоть до 1996 года, когда из-за ужесточившейся конкуренции с японцами и китайцами производство пришлось свернуть.
О «Яве» в Индии вспомнили ровно через десять лет: в 2016 году индийская компания Classic Legends, входящая в состав концерна Mahindra Group, вновь выкупила у чехов права на использование марки Jawa в Индии и ещё в нескольких азиатских странах. А двумя годами позже публике представили сразу три модификации абсолютно новой модели Jawa.
Внешне новая Jawa здорово напоминала классические модели из 50–60-х годов прошлого века, но была оснащена современным 300-кубовым двигателем Mahindra с жидкостным охлаждением. Публике такое неоретро пришлось по вкусу. А когда подоспели первые тест-драйвы и первые положительные отзывы о ходовых качествах новых мотоциклов Jawa, фанаты марки по всему миру воспряли духом.
«Вот бы нам такую!» — писали европейские мотожурналисты, уже успевшие пересчитать цены на новинку из индийских рупий в привычные евро, рубли и чешские кроны. Получалось крайне выгодно! Но дело осложнялось тем, что, по условиям лицензионного соглашения, концерн Mahindra не имел права продавать мотоциклы Jawa в Европе.
Одно время ходили слухи, что в скором времени мы всё же увидим новую-старую «Яву» — без особых изменений, но под другим именем. А недавно стало известно, что индийские бизнесмены ведут переговоры с чехами о расширении лицензионного соглашения — и шансы на возвращении чешской марки велики как никогда.
Мотоциклы Jawa в советском кино
Вместо постскриптума
Так сколько же стоили мотоциклы Jawa? Некоторые вспомнят песню «Ява» Юрия Клинских (Юра Хой) из репертуара культовой группы «Сектор Газа»: «Мне на днях исполнилось шестнадцать лет, Захотел я двухколёсный драндулет, Я к батяне подошёл, сказал: «Купи! Мне на „Яву“ ты кусочек накопи». Автор был совершенно прав: в те годы новенький мотоцикл Jawa стоил чуть больше «куска» — тысячи рублей. Если быть точным — 1080 руб. — астрономические по тем временам деньги!
На сто рублей дешевле можно было купить родственный, но менее престижный мотоцикл CZ-350. Ровно тысячу просили за ещё более дефицитный ИЖ «Планета Спорт». Примерно в 900 рублей оценивался ИЖ «Планета», а за 450 рублей продавался никому не нужный «Восход», который брали, пожалуй, только от отчаяния и невозможности накопить на что-нибудь более приличное. Средняя ежемесячная зарплата тогда составляла 120–150 рублей.
Свежие комментарии